Инвестиции в цифрах

Республика Тыва

2 июня 2023 г. 10:32 Категория: Республика Тыва

Основные макроэкономические показатели за отчетный период 2023 года (янв.-ноябрь)

Наименование показателя

Значение показателя (оценка)

Темп роста,%

Индекс промышленного производства, %

97,8

-

Инвестиции в основной капитал, млн. руб.

10 216*

100

Численность занятых в сфере МСП, тыс. чел.

32,5

128

Оборот розничной торговли, млн. руб.

34 806

107,1

Пассажироперевозка автотранспортом, млн. чел.

11,8

124

Ввод жилья, тыс. кв.м

169,9

122,6

Объем сельского хозяйства, млн. руб.

4 768*

99,95

Среднемесячная заработная плата, руб.

54 687*

112,3

Среднедушевые денежные доходы, руб.

21 454*

111,9

Уровень общей безработицы, %

4,6

-3,4 п.п

Естественный прирост, чел.

2 153

89,9

Инвестиции

В 2023 году  продолжена работа по повышению эффективности использования инвестиционных ресурсов для развития экономики и социальной среды региона.

По прогнозным данным объем инвестиций в основной капитал за 2023 г. составят около 19,7 млрд. рублей, из которых 8,9 млрд. рублей – частные инвестиции.

По показателю ВДЛ «Темп роста (индекс роста) физического объема инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета».

Целевое значение показателя на 2023 г. – 102,3% к уровню 2020 г. (здесь важно отметить, что для расчета ВДЛ базовым годом определен – 2020 г., в котором наблюдалось максимальное абсолютное значение объема инвестиций в основной капитал с 2012 г.)

По итогам 9 месяцев 2023 г. объем инвестиций в основной капитал за исключением бюджетных ассигнований из федерального бюджета составляет 6 230,9 млн. рублей. Ожидаемое значение по итогам 2023 г. – не более 60% к АППГ 2020 года. Для сравнения, за аналогичный период 2020 г. (базовый год) компаниями инвестировано порядка 10 000 млн. рублей.

В Республике Тыва основные частные инвестиционные вложения поступают от деятельности крупных инвестиционных горнодобывающих компаний. Основной период обновления и приобретения внеоборотных активов крупными инвесторами приходился на 2017 - 2020 гг.

Объем инвестиций крупных инвестиционных компаний за 2023 г. составил – 3,65 млрд. рублей, в том числе:

  • ООО «Голевская ГРК» за 2023 г. – 1 621,03 млн. руб. (за 2022 г. – 747,92 млн. руб.);
  • ООО «Лунсин» за 2023 г. – 950,61 млн. руб. (за 2022 г. – 1 024,21 млн. руб.);
  • ООО УК «Межегейуголь» за 2023 г. – 356,58 млн. руб. (за 2022 г. – 427,25 млн. руб.)
  • ООО «Тувинская горнорудная компания» за 2023 г. – 170,36 млн. руб. (за 2022 г. – 384,49 млн. руб.);
  • ООО «Тардан Голд» за 2023 г. – 18,9 млн. руб. (за 2022 г. – 70,05 млн.руб.);
  • АС «Ойна» за январь-ноябрь 2023 г. – 92,42 млн. руб. (за 2022 г. – 903,42 млн. руб.);
  • ООО «Восток» - 116,5 млн. рублей (за АППГ – 284,0 млн. руб.);
  • АО «Техмашсервис» за 2023 г. – 326,1 млн. руб.

Реализация указанных проектов продолжится в активной фазе, в том числе в рамках мероприятий Комплексного плана энергоснабжения инвестиционных проектов в промышленной и социальной сферах, который обеспечит также энергоснабжение Тоджинского района и Кызылской агломерации.

Потребителями в лице ООО «Лунсин», ООО «Голевская горнорудная компания» и ООО «Кара-Бельдир» подтверждена готовность софинансирования строительства линии электропередач от Саяно-Шушенской ГЭС в размере 9,6 млрд. рублей.

Национальный рейтинг инвестиционного состояния

По результатам Национального рейтинга за 2023 год Республика Тыва заняла 34 место с интегральным индексом 231,23 баллов или -17,32 балла по сравнению с предыдущим годом. Среди регионов Сибирского федерального округа Тыва занимает 9 место (в 2022 г. – 4 место).

Отмечаем, значительная часть (70%) показателей Национального рейтинга является опросной, то есть оцениваются в основном опросы предпринимателей, проводимых ВЦИОМ, опросы экспертов деловых объединений, проводимых АСИ.

Минэкономразвития РТ по итогам рейтинга проведен анализ показателей и их оценки, по итогам были выделены общие черты проблемных вопросов:

  • отсутствие взаимодействия отраслевых органов исполнительной власти Республики Тыва с респондентами по специализированным показателям направления А рейтинга (регуляторная среда) (рекомендуется обеспечить детальную информационно-разъяснительную работу по предоставляемым услугам и проводимой работе региональными органами исполнительной власти по улучшению и оптимизации оказания услуг, оцениваемых респондентами в рамках рейтинга);
  • отсутствие информационной открытости

Республика Тыва слабо представлена в медиарейтинге инвестиционной привлекательности регионов России (это совместный информационно-аналитический проект АСИ и компаний Медиалогия, Агентства Publicity, измеряющий эффективность коммуникаций регионов в области инвестиционной привлекательности). Ежемесячный Медиарейтинг формируется на основе упоминаний в федеральных и региональных СМИ деятельности, направленной на улучшение инвестиционного климата. В методологии оценки учтены показатели Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ.

Предлагается коммуникационная практика, способствующая открытости и повышению эффективности взаимодействия органов власти и бизнес-сообщества, а также развитию каналов прямой и обратной связи – мероприятие «Открытый диалог» (сессия вопросов-ответов, когда предприниматели задают острые и актуальные вопросы в индивидуальном порядке профильным руководителям региональных органов власти);

- проблемы недофинансирования

На 2023 год объем государственной поддержки из федерального и республиканского бюджета в рамках государственной программы поддержки малого и среднего предпринимательства в Туве составляет всего 24,52 млн. рублей, в прогнозе на 2024 год – 22,49 млн. рублей. Реальная поддержка малого и среднего бизнеса в 2023 г. за счет республиканского бюджета составила всего 14,016 млн. рублей. За счет грантовых мер поддержки удается поддержать не более 5-7 СМСП (при этом средства гранта не увеличивают внеоборотные активы).

Приоритетные направления развития экономики Республики Тыва, обеспечивающие увеличение объемов инвестиций в основной капитал следующие:

  1. В сфере энергетики Республика Тыва планирует реализацию, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Новаком 7 декабря 2021 г. Комплексного плана энергоснабжения инвестиционных проектов в промышленной и социальной сферах на территории Республики Тыва.
  2. Среди ключевых проектов в обрабатывающей промышленности предусмотрены:

2.1. реализация проекта «Создание швейной фабрики на территории г. Кызыла» (объем инвестиций ок. 400 млн. рублей);

2.2. ввод в эксплуатацию агропромышленного парка со складом класса А общей площадью 4 тыс. кв. м, для решения проблемы со складской недвижимостью и реализации сельскохозяйственного потенциала.

2.3 строительство цеха первичной обработки шерсти.

2.4 организация производства мебельных изделий.

2.5. создание логистического центра.

  1. Промышленные проекты региона, направленные на освоение минерально-сырьевой базы следующие.

3.1 Строительство ГОК на Ак-Сугском месторождении, второй этап строительства шахты ООО «Лунсин», Строительство ГОК на Кара-Бельдирском месторождении, Строительство ГОК на Тастыгском месторождении, Строительство ГОК на Кызык-Чадрском месторождении.

  1. В сфере жилищного строительства – застройка мкр. «Монгун» (ввод жилья – 2025 г.), «Преображенский» (ввод жилья – 2024), «Спутник» (ввод жилья – 2024), «Столичный» (ввод жилья – 2024), «Радиостанция» (ввод жилья – 2025), «Полигонный».
  2. В сфере туризма – создание сети глэмпингов на базе озер Чагытай, Дус-Холь, Билелиг, создание туристических центров в Каа-Хемском и Чаа-Хольском р-нах, развитие проекта «Горнолыжный комплекс «Тайга».
  3. Создание международных и межрегиональных транспортных коридоров (жд, авто и авиа):

- автомобильные коридоры «Красноярск – Абакан – Ак-Довурак - Чадан – Хандагайты – Улангом – Ховд – Урумчи», «Кызыл-Хая (Республика Тыва) – Кош-Агач (Республика Алтай),

- строительство железнодорожной линии Элегест – Кызыл – Курагино,

- создание Северного железнодорожного коридора (Курагино-Кызыл – Цаган-Толгой – Арц-Суурь – Овоот – Эрдэнэт – Салхит – Замын Удэ – Эрлянь – Уланчаб – Чжанцзякоу – Пекин – Тяньцзянь) и Западного железнодорожного коридора (Курагино – Кызыл – Цаган-Толгой – Арц-Суурь – Кобдо – Такешкен – район Хами – Чанцзи – Хуэйский автономный округ – Урумчи),

- организация международных авиарейсов через Республику Тыва: Кызыл – Улан-Батор – Кызыл, Кызыл – Алматы – Кызыл, Кызыл – Пекин – Кызыл.

  1. Создание в приграничной зоне (в непосредственной близости от пункта пропуска Хандагайты) особой экономической зоны.

Так, в течение 2023 г. подписаны соглашения о намерениях сотрудничества с инвесторами по новым и перспективным инвестиционным проектам, в том числе с потенциальными резидентами особой экономической зоны, с общим объемом инвестиций – 13310,18 млн. рублей, планируемое количество создаваемых новых рабочих мест по проектам – 760 ед.

Также в рамках ИПСЭР в 2023 году продолжилась работа по созданию преференциальных режимов на территории Республики Тыва. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 22.05.2005 г. 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.07.2012 г. № 439 «Об утверждении Порядка оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны, в том числе перечня документов, прилагающихся к заявке» Минэкономразвития РТ собраны исходные материалы и направлена заявка в Минэкономразвития России на создание особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Хандагайты» от 20.11.2023 г. № АС-16-6117.

По итогам рассмотрения представленной заявки Республики Тыва Министерством экономического развития РФ направлены замечания и предложения к инициативе создания ОЭЗ ППТ «Хандагайты», в частности,

- корректировка в части распределения налогов по уровням бюджетов бюджетной системы Российской Федерации согласно законодательству о налогах и сборах (федеральные, региональные, местные) и дополнение информацией по каждому из потенциальных резидентов ОЭЗ и управляющей компании ОЭЗ; также планы по уплате таможенных платежей и страховых взносов; использование льгот по налогам, таможенные пошлины и страховые взносы.

- корректировка документов по проектам потенциальных резидентов ОЭЗ, в том числе финансовые модели и прогнозные показатели, документы, подтверждающие возможность вложения потенциальными инвесторами инвестиций;

- представление утвержденных документов территориального планирования региона и муниципального образования, в которых на основе комплексной оценки использования территории предусмотрено создание ОЭЗ;

- представление документов, содержащих расчеты прогнозных показателей, необходимых для оценки эффективности функционирования предполагаемой к созданию ОЭЗ, и содержащих оценку предполагаемой к созданию ОЭЗ по показателям рентабельности, доходности и срока окупаемости, а также расчет инвестиционного мультипликатора, и др.

Особенностью географического положения Республики Тыва является ее приграничный статус, поэтому реализация приграничного потенциала Тувы связана с возможностью выхода на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона, использования выгодного транзитного положения республики с точки зрения расширения экспортных возможностей Центральной Сибири путем интеграции Сибирской транспортной сети с выходом на западные районы Монголии и Китая, создания международного транспортного коридора «Красноярск – Абакан – Кызыл – Хандагайты – госграница с Монголией – Улангом (Монголия) – Ховд (Монголия) – Урумчи (КНР)» и транспортно-логистических центров на автомобильных пунктах пропуска, тем самым, существенно расширить рамки торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества с Монголией и Китаем.

Поэтому было принято решение о строительстве первичной торгово-логистической инфраструктуры, а именно логистического центра, в непосредственной близости от российско-монгольской государственной границы рядом с пунктом пропуска Хандагайты, на территории которого в настоящее время проводится реконструкция для его открытия в многостороннем режиме (окончание в 2024 г.).

Концепция проекта Логистического центра предусматривает создание складских помещений класса В и D и административных помещений.

Создание Логистического центра является первым этапом более масштабного проекта как создание особой экономической зоны «Хандагайты» промышленно-производственного типа.

Специализация Особой экономической зоны промышленно-производственного типа:

  • переработка сельскохозяйственной продукции и производство продуктов питания;
  • деревообработка;
  • производство строительных материалов;
  • деятельность по складированию и хранению.

Предпосылки для создания торгово-логистического центра стали:

  • присвоение статуса многостороннего (март 2007 г.) АПП «Хандагайты», согласование изменения классификации пункта пропуска для международного пассажирского и грузового сообщения;
  • реконструкция АПП «Хандагайты»;
  • прогнозное увеличение экспортно-импортного грузопотока в восточном направлении на 23% к 2030 году;
  • необходимость разгрузки существующих пунктов пропуска;
  • преимущества АПП «Хандагайты» такие как, равное удаление от Новосибирска, Красноярска, Иркутска; безопасная дорога без участков с горными перевалами, меньшие транспортные расстояния до центра промышленного развития Китая

Со стороны Китая в порту Такешенкен для экспортно-импортных операций для России в рамках эксперимента выделены:

  • крытый склад 5 000 кв. м, их них 2 000 кв. м с температурным режимом;
  • площадка кросс-докинга с мобильными каркасными пандусами для погрузчиков на 4 фуры;
  • пандус на грузы на 5 фур;
  • площадка для автофур на 40 прицепов.
  • Квота на выпуск экспорта 120 авто в месяц.

В случае успешного исполнения проекта считаем, что порт Такешенкен станет третьим сухим портом в Синьцзян-Уйгурском автономном округе по объемам после портов Хоргос и Достынг.

Виды грузов из городов Китая: Гуанчжоу (хозяйственные товары), Шэньчжэнь (бытовая техника и электроника), Фошань (мебель, предметы интерьера), Шаньтоу (игрушки и детская продукция).

Доставка по Китаю по указанным городам занимает 5 дней, прием груза в порту Такешенкен – 1 день, доставка от Такешенкена до Транссиба через Хандагайты занимает до 4 дней. 

Со стороны России встречный проект по созданию вблизи АПП «Хандагайты» с созданием транспортно-логистического комплекса с площадью, включающим СВХ может стать транзитной площадкой для поставщиков сырья, продукции ТЭК, оборудования и др.

Главе