Тува за неделю: события, люди, факты

Правительство РФ объявило о заключении концессионного соглашения строительства железной дороги Элегест – Кызыл – Курагино. Тува – драйвер мегапроекта «Енисейская Сибирь»: подведены итоги КЭФ-2018. Глава Республики представил Верховному Хуралу отчет о деятельности правительства в 2017 году. В Туве прошел IV Съезд матерей. В Кызыле появился первый 5-звездочный отель. Трагедия в сумоне Торгалыг: подростки отравились неизвестной жидкостью. В республике объявлен пожароопасный сезон. Начался конкурс на получение грантов Главы Тувы в области культуры и искусства.

О ГЛАВНОМ

Новый импульс для масштабного развития Тувы

Официальный сайт Правительства РФ в разделе «Крупнейшие федеральные инфраструктурные проекты» опубликовал распоряжение № 687-р – о заключении концессионного соглашения в отношении объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта линии Элегест – Кызыл – Курагино. В комментарии сообщается, что на основе этого соглашения с АО «ТЭПК «Кызыл – Курагино» будут созданы объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования в рамках реализации проекта строительства железной дороги Элегест – Кызыл – Курагино и угольного портового терминала на Дальнем Востоке в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва.

Протяженность дороги составит 410 км, она пройдет через три горных хребта и 70 лавиноопасных участков. Инвестиции оцениваются в размере более 192 млрд. рублей. Пропускная способность железнодорожной ветки составит около 27 млн. тонн грузов в год. Мегапроект включает в себя четыре объекта: развитие Элегестского угольного месторождения, строительство железной дороги Элегест – Кызыл – Курагино, морского порта Ванино и электростанции в Туве. Работы начнут уже в конце 2018 года, дорогу планируется ввести в эксплуатацию в 2023 году.

Актуальность проекта на фоне экономического подъема в Азиатско-Тихоокеанском регионе и разворота России на Восток очевидна. Газета «Известия» цитирует слова Главы Тувы: «Для проекта «Кызыл – Курагино» открывается второе дыхание». Правительство РФ подтвердило серьезность намерений довести начатое до логического завершения: государство выдало беспрецедентные гарантии на страхование рисков бизнес-структурам, которые будут участвовать в строительстве на условиях концессии.

Проект позволяет «связывать воедино такие огромные территории – это несомненный плюс», – считает ведущий российский эксперт, директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Введение в эксплуатацию магистрали позволит теснее интегрировать Туву в российское экономическое и культурное пространство, отмечает исполнительный директор Центра политического анализа Вячеслав Данилов. Впоследствии дорога позволит освоить новые месторождения в Туве. Еще один плюс – ожидаемый рост туристического потока в республику. Реализация проекта станет толчком для социально-экономического развития не только Тувы, но и Красноярского края и регионов Дальневосточного федерального округа, уверен совладелец Тувинской энергетической промышленной корпорации Руслан Байсаров. Будут созданы сотни производств, появятся новые рабочие места. По предварительным данным, речь может идти о более чем 6 тыс. вакансий.

Благодаря новому распоряжению Правительства РФ, Тува получает дополнительные бонусы и в рамках проекта «Енисейская Сибирь», становится одним из его драйверов. Сразу по возвращению с КЭФ-2018, где состоялось историческое подписание «ЕС» главами Красноярского края, Тувы и Хакасии, Шолбан Кара-оол поручил подчиненным создать проектный офис «Енисейская Сибирь» для работы в трехсторонней рабочей группе с участием представителей Хакасии и Красноярского края.

КЭФ-2018: итоги работы тувинской делегации 5XbUEJhjfC8.jpg

Глава Тувы подвел основные итоги работы членов правительства региона на Красноярском экономическом форуме. Прошел ряд важных переговоров, было заключено 9 соглашений о сотрудничестве. Главное событие КЭФ – подписание соглашения между Красноярским краем, Хакасией и Тувой по созданию мегапроекта «Енисейская Сибирь». На заседании «круглого стола» по развитию транспортной стратегии России Глава Республики Шолбан Кара-оол озвучил свои предложения по созданию новых транспортных коридоров в Монголию и Китай через Туву. На встрече с вице-премьером правительства РФ Аркадием Дворковичем и министром транспорта Максимом Соколовым обсуждались вопросы ускорения модернизации АПП «Хандагайты – Боршоо» и создания международного сектора в аэропорту Кызыла. Прошли переговоры с МРСК Сибири и ПАО «Россети» по созданию энергомоста из России в Монголию и модернизации электросетевого комплекса поселка Каа-Хем. С Ростелекомом сверены действия по дальнейшему развитию телекоммуникационной инфраструктуры в республике. На площадках КЭФ удалось договориться об увеличении числа волонтеров от Тувы на Всемирную универсиаду в Красноярске. Также проведены переговоры с одной из крупных научно-производственных компаний по поводу переработки кобальтовых отходов в поселке Хову-Аксы. Напомним, комбинат «Тувакобальт» был закрыт по решению Минцветмета СССР еще в 1991 году. Оставшиеся отходы с тысячами тонн токсичных и тяжелых металлов создают угрозу местной экологии и здоровью жителей сел Сайлыг и Хову-Аксы. С другой стороны, это перспективное сырье для современной промышленности. «Уверен, что кобальтовые хвосты, вчера бывшие головной болью, завтра станут для Тувы новой возможностью. Нужен только хороший инвестор», – сказал Шолбан Кара-оол в интервью агентству ТАСС.

Глава Тувы представил Верховному Хуралу годовой отчет о деятельности правительства

_DSC8742.jpgВыступая на VIII сессии республиканского парламента, Шолбан Кара-оол подвел итоги работы за год и обозначил новые вехи развития республики. Глава Тувы начал доклад со слов благодарности в адрес депутатского корпуса за консолидированную позицию и эффективную работу по подготовке выборов Президента РФ, на которых республика показала один из лучших результатов в России.

Основными точками приложения усилий правительства в отчетном 2017 году стали разработка новой стратегии социально-экономического развития республики, реализация ключевых инфраструктурных проектов, снижение бедности и борьба с безработицей. В результате собственные доходы республики увеличились более чем на 8 % (на 462 млн. рублей по сравнению с 2016 годом). Удалось привлечь дополнительные федеральные целевые субсидии в размере более 2 млрд. рублей на развитие социальной инфраструктуры и на поддержку сельского хозяйства. Обязательства по социальным расходам выполнены в полном объеме. В социальную сферу было направлено 19 млрд. 531 млн. рублей. За счет оптимизации расходов и роста собственных доходов впервые за последние три года удалось полностью выплатить зарплату работникам бюджетной сферы. Почти в два раза сократилась переходящая кредиторская задолженность по заработной плате. По итогам соглашений, заключенных с федеральным правительством на 2018 год, отмечается положительная динамика. Если в предыдущие два года объем бюджетных инвестиций по соглашениям составлял около 1,8 млрд. рублей, то в 2018 году он составит уже 2,3 млрд. рублей. _DSC8707.jpg

Вместе с тем Глава Тувы обратился к депутатскому корпусу за поддержкой по наиболее проблемным вопросам. «Сейчас в Правительстве России рассматриваются новые подходы к межбюджетной политике, обсуждается модельный бюджет, основанный на расчете усредненных расходов, – рассказал Шолбан Кара-оол. – При этом, на наш взгляд, такая методика слабо учитывает специфику регионов. Например, такие особенности нашей республики, как труднодоступность, горный характер и приграничность территорий, небольшая численность и низкая плотность населения». В результате усредненного подхода получилось, что фактические бюджетные расходы республики за 2016 год превышают модельный бюджет на 4 млрд. 408 млн. рублей. «Мы подняли данный вопрос в Государственной Думе, внесли на обсуждение законодателей свои варианты повышающих коэффициентов, инициировали проведение парламентских слушаний, – продолжил Глава Тувы. – Необходимо, чтобы на этих слушаниях прозвучало веское слово депутатов республики. Нужна четкая позиция Верховного Хурала по данному вопросу». Еще одна непростая ситуация касается северных надбавок и коэффициентов к МРОТ. Дополнительная потребность в финансовых средствах на надбавки в 2018 году по бюджету Республики Тыва составляет 1 млрд. 659 млн. рублей. По словам премьера, Правительство Республики прикладывает все усилия, чтобы получить дополнительную поддержку федерального Правительства.

Шолбан Кара-оол отметил позитивные тенденции, которые формируют инвестиционный климат в Туве. В 2018 году ожидается, что крупные инвесторы будут расширять свое производство. Компания «Тардан Голд» планирует начать строительство золотоизвлекательной фабрики и жилого комплекса. «Лунсин» – построит шахту по добыче полиметаллической руды и два жилых комплекса на территории комбината. «Угольная компания «Межегейуголь» планирует строительство водоотливной насосной станции.

Дополнительные материалы по проекту: отсутствуют
Всего инвестиционных проектов: 32